Коммерческий учет энергоносителей — мировая практика применительно к российскому ЖКХ
Генеральный директор компании «Метросервис» Акзам Гатин
Весь мир уже много лет занимается коммерческим учетом энергоносителей.
— Ваша компания занимается стандартизацией и метрологией измерительных приборов. Даже беглый осмотр лаборатории говорит о том, что здесь стоит самая современная аппаратура и работают квалифицированные специалисты. Как чувствуете вы себя на рынке этих услуг?
— Мы выполняем государственную поверку водосчетчиков, теплосчетчиков, расходомеров с помощью эталонов мирового класса. Также можем проводить испытания счетчиков на магнитную защищенность, износостойкость, чувствительность и тд.
Скажу без ложной скромности такой лаборатории, как у нас, нет нигде. Исключение может составить, наверное только, Мосводоканал. Наши стенды ежегодно поверяются региональным Центром стандартизации и метрологии (ЦСМ). Компания имеет официальную аккредитацию. Недавно отметили десятилетие работы на рынке. Вроде бы все вышесказанное должно придавать нам уверенности в завтрашнем дне, но тем не менее в последнее время мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Причина — огромное количество расплодившихся компаний, осуществляющих так называемую поверку водосчетчиков на дому. Зайдите в Интернет и на подобный запрос выскочит не менее десятка объявлений.
— Да, мне приходилось их видеть. Но наверное такие услуги востребованы населением, потому что относительно недороги и главное не занимают много времени?
— На первый взгляд это действительно выглядит так, но на деле поверка счетчиков на дому является грубейшим нарушением правил метрологии. Чемоданчик, с которым приходят эти горе- проверяльщики, нам знаком, мы его протестировали на своей аппаратуре. Кстати производится он в братской Украине, но там к использованию запрещен.
Согласно распоряжению столичного правительства, разрешено домашние водосчетчики поверять переносными установками. В документе подробно описано, как это следует делать.
По правилам водосчетчик надо поверить по пяти точкам. А значит вся процедура поверки должна занимать не меньше 2-х часов 45-ти минут. Если посмотрим рекламу в интернете, то там предлагается «поверка за 15 мин». С коммерческой точки зрения вроде бы понятно: если в каждой квартире мастер будет проводить по три часа, компания ничего не заработает. Но с точки зрения основ метрологии такой подход никакой критики не выдерживает.
Так вот чемоданы это просто обман. Добавлю, что по методике поверки через счетчик необходимо пролить 250-300 литров воды. Безумное расточительство! Напомню, что в нашей лаборатории эта проблема решается посредством замкнутого цикла: в стендовое оборудование залито всего 700 литров воды. Так что воду мы не транжирим.
Однако на деле проверяльщики на дому, конечно, такого количества воды не проливают, они заверяют, что достаточно трехлитровой банки (особо продвинутые пользуются семьсотграммовой).
Что же получает гражданин после такой поверки? Методика поверки требует, чтобы по итогам работы заказчику был распечатан протокол. Этого на практике не делается, выдается лишь свидетельство о поверке. Причем чаще всего оно имеет происхождение соседних государств СНГ.
Очевидно, что делается такая процедура формально. Счетчики, тестируемые чемоданчиками, проходят поверку все как один. И по другому, что самое печальное, быть не может. Ведь если счетчик поверку не прошел, потребителю предстоит покупать новый и значит проверяльщику он заплатил зря. Если бы подход был честным, то к домашним проверяльщикам больше бы просто никто не обратился.
Поэтому поверка счетчика на дому переносными стендами является откровенным обманом населения и совершенно бесполезной процедурой с точки зрения метрологии. И последствия этого небезобидны.
В чем конкретно это выражается?
— Если в квартирах счетчики стоят пока не везде, то общедомовыми счетчиками оборудовано каждое строение. Именно по их показаниям управляющая компания и рассчитывается с поставщиками ресурсов. Проблема в том, что сегодня разница в показаниях квартирных и общедомовых счетчиков составляет около от 40 до 60%. То есть воды потребляют больше, чем показывают индивидуальные счетчики. А причина того, что квартирные счетчики дают неверные показания, — поверка «чемоданами». Как поступают управляющие компании? Да просто «раскидывают» разницу на жильцов. Например, вписывая в платежку графу «общедомовые нужды». Получается, что счетчик «врет» вроде в вашу пользу, а платите вы в итоге больше.
— А каким образом осуществляет поверку ваша компания?
— Мы работаем с привлечением обменного фонда. Диспетчер узнает у Вас, какой тип счетчика стоит в квартире, есть ли техпаспорт. После этого к Вам приезжает специалист уже с поверенным счетчиком, допущенным к эксплуатации государственным поверителем. Снимает прежний прибор и ставит точно такой же. Это занимает не более 10 минут, включая смену прокладок. При этом мы выдаем все документы государственного образца. И среди них гарантия на метрологические услуги.
Снятый счетчик мы ремонтируем. Полностью его разбираем, очищаем от ржавчины, расходомерная часть подлежит химической обработке, ставим новую крыльчатку, крышку, прокладку и счетный механизм. Получается практически новый прибор. После этого устанавливаем его на стенд, калибруем, даем испытательное давление 2,5 мега- паскаля и вот уже после этого государственный поверитель на основании протокола делает заключение о метрологической состоятельности этого прибора.
Наш обменный фонд таким образом пополняется счетчиком, который не потечет, не будет врать и отработает следующий межповерочный интервал как положено. Как вы понимаете проверяльщик с чемоданом никакого ремонта прибора делать не будет.
— А почему ремонт так важен?
— Посмотрите на те счетчики, которые поступают в ремонт. Они сильно засорены. Качество воды, особенно в регионах, оставляет желать лучшего. Квартирные счетчики сухоходные, то есть расходомерная и измерительная его часть соединяются между собой посредством магнитной муфты (мокроходы, где непосредственно жидкость давит на крыльчатку, ставят как правило на автозаправках).
Так вот агрессивная водная среда способствует тому что на магнитной муфте собираются мелкие частицы, которые впоследствии вызывают притормаживание фрикциона счетчика. Таким образом чувствительность счетчика ухудшается.
Приведу такой пример. В Европе, а там умеют считать деньги, основным параметром поверки счетчика считается измерение его чувствительности. Надо сказать, что в западных странах требования к чувствительности прибора гораздо строже.
Что такое чувствительность в нашем случае? Если едва открыть кран, вода потечет, но Ваш счетчик будет стоять. В России параметр чувствительности включен только в технические условия (допустимо, если счетчик стоит при скорости воды до 10 литров в час. Но на таком режиме за ночь натечет полная ванна неучтенной воды!). И это по нормативам, а то уж говорить о счетчиках, которые проходят поверку на дому. Чемоданом чувствительность счетчика вообще невозможно измерить. А в качестве печального итога всего одна цифра: городское хозяйство Москвы теряет до полумиллиона рублей ежегодно из-за неисправности счетчиков воды.
— И это никого не беспокоит?
— Это должно беспокоить управляющие компании. Вопрос лишь в том, доходят ли до всего у них руки. Помимо естественно износа прибора, остановить или замедлить счетчик граждане пытаются и осознанно с целью бесконтрольного забора воды. Например, ставят магниты огромной силы, суют в счетчик иголки, обрезают лопасти крыльчатки. Все это происходит потому, что нет контроля управляющей компании и не задействована система автоматизации.
Почти все московские счетчики оборудованы импульсным выходом. Проводок этот висит без дела, а между тем предназначен он для подключения к автоматизированной системе контроля. Но систем таких нет.
Между тем в Европе, если дисбаланс в показаниях общедомового и квартирного счетчиков равен 10%, то соответствующие коммунальные службы перешерстят весь дом. Чаще всего этим занимаются билдинговые компании. Это коммерческие структуры, которые заключают договор с управляющей компанией и после несут юридическую ответственность за учет ресурсов. Так что в том, чтобы поверка счетчиков проводилась вовремя и правильно, они, как говорится, заинтересованы деньгами. Появятся ли билдинговые компании у нас пока неизвестно. Пока мы занимаемся латанием дыр вместо того, чтобы создавать новые структуры по системному решению проблем в ЖКХ.
— Что еще должно сделать государство для нормализации ситуации в ЖКХ?
— Запретить законодательно поверку счетчиков на дому. Мы тем самым наведем порядок в коммунальной сфере, положим конец обману потребителей. При этом аккредитации на обслуживание счетчиков надо выдавать организациям, которые этого действительно достойны. При этом таких организаций вовсе не должно быть очень много. Например, за год только наша компания может поверить до 400 тысяч счетчиков (если работать в одну смену).
— Но как быть с монополизмом?
Никто не говорит, что заниматься поверкой должна только одна компания. Высокотехнологичная проливная база есть сегодня в ряде профильных учреждениях: это Ростест, Мосводоканал и тд. Так что среди них конкуренция будет. А вот компании, которые вовсе не имеют никакой технологической базы, кроме закупленных на Украине чемоданчиков, должны с рынка уйти.
— Надо ли учить население экономить ресурсы?
— Обязательно. Важно понимать, что люди не виноваты. Зачастую их стремление обхитрить управляющую компанию это закономерная реакция на тот беспредел, который присутствует в сфере ЖКХ. Поэтому людей надо учить экономить. Если речь идет о воде, то можно поставить посудомоечную машину, рассекатели, смесители. К сожалению таких ликбезов никто не проводит.
Весь мир у же много лет занимается коммерческим учетом энергоносителей. Мы же пока движемся по окольному пути.
Будьте в курсе событий - всегда только свежие новости и статьи